Профессиональная этика

24.02.2020 в 19:06 Категорії: Блог
Инна Ганжела, консультант "Акорд Консалтинг"

Инна Ганжела, консультант “Акорд Консалтинг”

Работодатели уделяют все большее внимание вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. При этом необходимо подчеркнуть, что понятие «профессиональная роль» включает в себя не только способности к выполнению должностных обязанностей, но и навыки взаимоотношений с внешним окружением (коллегами, руководством, подчиненными, клиентами, партнерами и пр.).

Что же такое профессиональная этика?

Этика (ëthicá от ēthos – обычай, нрав, характер) – это совокупность принципов и норм поведения, принятых в определенной социальной или профессиональной среде.

Этика базируется на уважении личности к личности и на постановке целей/интересов компании в приоритет над своими личными. Профессиональная этика регулирует взаимоотношения людей в деловом общении. В основе профессиональной этики лежат определенные принципы и нормы, которые обусловлены нести дополнительную ответственность, связанную с профессиональными обязанностями

Другими словами корпоративная этика — это нормы и образцы поведения, которые определяют деятельность всех сотрудников компании и отношения между ними. Более кратко этот свод правил можно описать фразой: «У них так принято».

Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и компании в целом. А также, становится ее «визитной карточкой» и определяет во многих случаях тот факт, будет ли стейкхолдер иметь дело с данной компанией в дальнейшем и насколько эффективно будут строиться взаимоотношения внутри коллектива.

Основные нормы профессиональной этики:

· внимательность, вежливость;

· выдержка, терпение, умение владеть собой;

· хорошие манеры и культура речи;

· способность избегать конфликтных ситуаций, а если они возникают, успешно разрешить их, соблюдая интересы обеих сторон;

· обходительность, любезность;

· радушие, доброжелательность;

· тактичность, сдержанность;

· самокритичность по отношению к себе;

· готовность быстро реагировать, удерживая в зоне внимания несколько человек или разные рабочие ситуации;

· умение избегать конфликтов;

· уважать право каждого человека на отдых и досуг;

· беречь профессиональную репутацию;

· принимать справедливые претензии к своей деятельности;

· уважать моральные ценности и культурные стандарты людей, не допускать высказываний, оскорбляющих национальные, религиозные или нравственные чувства человека.

Еще хотелось бы перечислить недопустимые нормы поведения и личностные качества, несовместимые с профессиональной этикой:

· грубость, бестактность, невнимательность, черствость, повышенный тон в общении;

· нечестность, лицемерие;

· болтливость, разглашение приватной / личной информации о кандидатах, коллегах обсуждение с кем бы то ни было их недостатков и слабостей;

Так какие же преимущества получит компания при соблюдении корпоративной этики?

1. Положительный имидж компании

Сейчас, когда компаний становится все больше и конкуренция между ними растет, иметь положительный имидж – не привилегия, а необходимость. Это поможет бизнесу не только привлечь в команду лучних специалистов, но и будет, своего рода инструментом удержания команды с минимальным % текучести.

2. Уважение и доверие внутри команды

В такой атмосфере намного легче работать над общими задачами и достигать нужных результатов.

3. Высокий уровень вовлечененности сотрудников

Корпоративная этика объединяет и сплочает коллектив. Это позволяет создать команду единомышленников с одинаковыми целями и миссией.

4. Корпоративная этика как важная часть адаптации

Сотрудники, которые только пришли в компанию, легче переносят период адаптации, если имеют общее представление о деятельности компании и ее процессах. Перечень норм и правил избавляет нового сотрудника от лишних вопросов и сразу дает понять, подходит ему компания или нет.

5. Решение конфликтов

При любой спорной ситуации, правила корпоративной этики помогают грамотно уладить разногласия.

С какими ошибками может столкнуться компания:

1. Этика только на бумаге

Когда компании создают правила, это еще не означает что они будут им следовать. Важно не только прописывать правильные принципы, а и реализовывать их на практике.

2. Копирование чужой этики

Это недопустимая ошибка в развитии корпоративной культуры. Пока компания не найдет свое истинное «лицо», она не может как следует развиваться.

3. Отсутствие свободы и доверия внутри компании

Если отбраковывать идеи и предложения коллег, мало кто захочет в будущем развивать компанию. Сотрудничество, построенное на открытости и доверии, дает лучшие результаты.

Анализ рынка украинских компаний успешно внедряющих корпоративную этику и культуру показал, что только приблизительно 45% крупных компаний Украины имеют четко сформулированные ценности, принципы, миссию, 15% – нечетко сформулированные, 35% – не указывают корпоративные ценности на своих официальных сайтах вообще.

Среди крупных украинских компаний с успешным опытом внедрения корпоративной этики и культуры можно отметить такие компании как Укрнафта, Запорожсталь, FozzyGroup, WOG, АТБ-маркет, Киевстар, Эпицентр, TEDIS Ukraine и др.

Рассмотрим примеры некоторых украинских компаний, наших клиентов по успешному внедрению корпоративной культуры.

Крупная компания – дистрибьютор полимерных материалов для рекламной индустрии, декоративного оформления фасадов и интерьеров, промышленности, строительства и упаковки.В компании царит особая корпоративная культура, которая объединяет работников в команду единомышленников. Основными ценностями компании являются: Честность; Результативность; Развитие; Здоровый образ жизни; Качество.

Профессионализм сотрудников позволяет гарантировать качество услуг. Компания предоставляет качественное обслуживание для клиентов и европейский уровень сервиса. Для компании важно постоянное совершенствование уровня профессионализма и личностного развития сотрудников, поэтому компания дает возможности для обучения, развития и карьерного роста своим сотрудникам. Также хочется отметить особое отношение руководства компании к здоровому образу жизни своих сотрудников и work-life balance. Компания создает безопасные, комфортные условия труда; предлагает официальное трудоустройство; официальную заработную плату; социальные гарантии, страхование; бонусы; мотивационные программы; возможность обучения и развития – тренинги, семинары, вебинары; штатный врач и оздоровительные программы (бассейн для сотрудников и их семей, спортзал, корпоративный футбол, мед, чаи, имбирь, лимоны, минеральная вода); Также в компании существует традиционная культурная программа – совместное посещение театров.

Продолжительность работы людей в компании в среднем – 6 лет, а 31% сотрудников работают от 7 до 19 лет в Компании

Еще, как один успешный пример, хочется отметить украинскую компанию, одного из лидеров рынка нагревательных систем. На рынке компания уже более 10 лет и за это время достигла впечатляющих результатов, как в профессиональной сфере, так и создании, развитии и удержании своей команды. На сегодняшний день в компании работает около 70 человек, и в среднем продолжительность работы в компании от 5 лет и больше. Успешной компанию, в первую очередь, делают ставка на сильную и амбициозную команду, профессионализм сотрудников и качественное обслуживание для клиентов.

В свою очередь компания гарантирует сотрудникам всё необходимое для выполнения поставленных задач: комфортные условия работы, ресурсы, профессиональный рост, достойное вознаграждение,

гарантию занятости и уверенность в завтрашнем дне. Немаловажное значение в компании уделяется и обучению персонала.

Компания предлагает официальное трудоустройство; официальную заработную плату; социальные гарантии, страхование; бонусы

Также, хочется отметить и негативные примеры из нашей практики, когда корпоративная этика и культура в компаниях не развиты или требуют значимых изменений, с которыми приходится сталкиваться.

То, что мы имеем в виду под “отсутствием культуры”, на самом деле это отсутствие командной работы и взаимодействия внутри коллектива, измеримых целей, признания заслуг и достижений. По определению, эта культура не является плохой, она просто не имеет установки на успех.

Из недавнего опыта закрытия вакансии для такой компании, кандидат просто отклонил «Предложение о работе» собрав негативные отзывы о компании, и о ситуации внутри коллектива.

Ниже примеры компаний с низким уровнем корпоративной этики и культуры:

1. Отрицательные отзывы сотрудников и нежелание рекомендовать компанию в качестве потенциального работодателя

2.Отсутствие уважения внутри коллектива: слетни, злословие, сарказм, нецензурные выражения, оскорбления, перебранки, колкие замечания, откровенная травля и т.д. Когда люди не симпатизируют коллегам и не уважают друг друга, то это проявляется и в работе.

3.Высокая текучесть эффективных сотрудников

4. Отсутствие развития и роста

Люди не растут: ни профессионально, ни личностно. Если у сотрудников нет перспектив, возможности вырасти, они будут уходить в другие компании с более благоприятными возможностями для профессионального развития.

5.Отсутствие сотрудничества и коммуникации в работе

Отсутствует сотрудничество между подразделениями для выполнения важных проектов. Каждый отдел работает независимо от остальных, не делится ресурсами, что приводит к выполнению двойной работы.

6. Отсутствие прозрачности в управлении компанией

Общение между руководителями и подчиненными сводится к раздаче указаний, обратную связь от коллектива начальство не получает, обсуждение насущных вопросов также сводится к минимуму.

Учитывая все вышеперечисленное, а также наш опыт работы с руководителями и HR-менеджерами разных бизнесов, можно с уверенностью сказать, что правильно выстроенные в компании корпоративная этика и культура, это эффективные и очень действенные инструменты для:

· формирования положительного имиджа компании;

· привлечения в команду лучших специалистов;

· создания мотивации для коллектива;

· повышения вовлеченности;

· повышения значимости сотрудников;

· помощь новым сотрудникам в адаптации;

· формирование норм поведения, которые помогают эффективно управлять компанией;

· упорядочивание работы отделов.

И уже в краткосрочной перспективе руководитель компании может увидеть пользу данного инструмента в стабильном вовлеченном коллективе и высоком бренде работодателя, что позволит тратить меньше ресурсов на удержание сотрудников.